Контакты Версия для слабовидящих
logo
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОУФИМСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
г. Красноуфимск ул. Советская, 42

Часы работы


ВТ-СБ: 10:00-18:00
Касса: до 17:00
ПН,ВС: выходной
Последний четверг месяца - санитарный день

   Павловский  Посад  — подлинная столица русских  шалей и платков

16.12.2019

 

В Богородском  уезде Московской  губернии, куда  исторически  входил Павловский Посад, домашнее  крестьянское  ткачество,  а чуть позже и  печать  (набойка) рисунка на ткань в XVIII в.  начинает  носить  промысловый характер. С помощью  специальных  печатных досок, имеющих  плоскорельефный резной рисунок, узор наносили на ткань. Наряду с  деревянными  резными досками использовали  и печатные формы с вбитыми в них гвоздиками, металлическими  пластинками, закрепленными на ребре.  Рисунок, печатный с таких, как их называли  «манер» получался тонким, графическим. Чтобы расцветить  узор, требовалось  несколько  досок, каждая из которых покрывалась  одной краской.  Используя традиционные навыки  местных крестьян,  в середине XIXв. в Павловом  Посаде  приступают  к производству  модных  тогда  в разных  слоях русского общества  шерстяных и полушерстяных платков и шалей с набивным рисунком. В 1868 году   было  зарегистрировано  платочное  предприятие   —  «Товарищество  мануфактур  Я. Лабзина и В. Грязнова  в Павловском Посаде», которое  по существу являлось   монополистом.

К концу XIX в. «лабзинское»  производство становится  одним из самых  крупных в России по выпуску  шерстяных набивных платков, где  работало  более  2000 человек, а  склады  размещались  в разных городах Российской империи. В основе  организации его производства  по – прежнему  лежал  ручной  труд. Узор  на ткань наносили    деревянными  резными   формами: «цветками» и «манерами», что, по сути,  отождествляло  его с традиционной крестьянской  набойкой.  Набивные доски  использовались  порой  десятки  лет.  Технология  многодельной  ручной  русской многоцветной  набойки сохранялась  на  протяжении и  XX в. Вместе с тем на протяжении  всего XIX в.  с большим вниманием относились  и к искусству Востока. Использование  восточных орнаментальных  мотивов, таких, как  «медальоны», «огурцы» или «бобы», «опахала», наряду с  изображением  цветов  ( в цветочных композициях предпочтение   отдавалось  розам  и георгинам) стало  характерным  признаком  павловопосадской  шали.  Причем  эти  орнаментальные  мотивы  используются в декоре шалей как самостоятельно , так и в  сочетании  друг с другом.

В 1918г. предприятие  Лабзиных —  Грязновых было национализировано и  стало  называться  Старо – Павловской  фабрикой. С годами  предприятие  неоднократно   преобразовывалось.  С 1996г. известное   платочное  производство  — Открытое акционерное  общество  «Павловопосадская  платочная  мануфактура».  Платочные  изделия  мануфактуры  отнесены  к изделиям народных  художественных промыслов. А предприятие – к предприятиям  народных  художественных промыслов.

В качестве основного  материала используется ткани  из натуральных волокон, в основном шерсть, а также шелк ( атлас, крепдешин) и хлопок. Основной  метод  нанесения рисунка  на ткань – набойка (печать). В орнаментации используются как  самостоятельно, так и в сочетании  друг с другом, цветочные и  традиционные  восточные мотивы ( «медальоны», «огурцы», «бобы», «опахала»). Цветы и цветочные букеты заключены в медальоны или  размещаются  в виде гирлянд. Традиционна  квадратная  форма платка и шали, края которой  оформляются  вязаной вручную  шелковой  либо шерстяной бахромой, но  могут быть  оформлены осыпкой или  подрубкой.

Павловопосадская  шаль  стала неотъемлемой  частью русского  женского костюма, приобрела  популярность как среди сельского, так и среди  городского населения  всех регионов России. Коллекции  павловопосадских шалей хранят  крупнейшие музеи страны, в их числе  Государственный исторический, Государственный Русский музей, Музей этнографии и многие другие. В коллекции Красноуфимского  краеведческого  музея находятся  2  павловопосадских платка.

Л.Лаврова,  директор  музея.