Контакты Версия для слабовидящих
logo
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОУФИМСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
г. Красноуфимск ул. Советская, 42

Часы работы


ВТ-СБ: 10:00-18:00
Касса: до 17:00
ПН,ВС: выходной
Последний четверг месяца - санитарный день

К 100-летию начала железнодорожного движения через станцию Красноуфимск

13.11.2018

9 ноября 2018 года в Красноуфимском железнодорожном техникуме состоялось 62-е собрание Красноуфимского общества краеведов, которое проходило совместно с учащимися данного учебного заведения и ветеранами-железнодорожниками и посвящено было 100-летию начала железнодорожного движения через станцию Красноуфимск. На собрании присутствовало 28 человек, из них 8 человек – учащиеся данного учебного заведения, выбравшие свою будущую профессию, связанную с железной дорогой. Идея проведения данного мероприятия принадлежит Анатолию Николаевичу Логинову — преподавателю, наставнику этих молодых людей.

Анатолий Николаевич показал собравшимся экспозицию музея имени Н.Ф.Сухобского, где хранятся уникальные экспонаты: фотографии, документы, личные вещи людей, так или иначе связанных с железной дорогой, с данным учебным заведением, а также предметы, отражающие историю деятельности локомотивного и вагонного депо в разные периоды его истории.

 

В ходе собрания выступали краеведы, ветераны-железнодорожники, учащиеся со своими исследовательскими работами.

Следуя хронологии событий, первое слово было предоставлено мне. Я  рассказала о предистории строительства железной дороги по территории Красноуфимского уезда. Используя доклад гласного Ильи  Герасимовича Барского 42-му очередному Красноуфимскому уездному земскому собранию 21 сентября 1911 года, опубликованному в Журналах Красноуфимского уездного земского собрания в 1912 году, слушатели узнали, что красноуфимцы прилагали большие усилия для того, чтобы железная дорога, наконец-то, прошла через город Красноуфимск. Для этого в марте 1911 года в Петербург была отправлена целая делегация от Красноуфимска во главе с городским головой Иваном Васильевичем Луканиным, а также  Николаем Васильевичем Краевым, гласными красноуфимского земского собрания И.Г.Барсковым и А.Ф.Кабановым. 24 марта они работали в комиссии, где были представители Московских капиталистов и общества Московско-Казанской железной дороги. В данной комиссии они аргументировали необходимость постройки железной дороги по линии Москва-Екатеринбург (приводимые аргументы можно прочесть в отдельной статье, опубликованной ранее на сайте Красноуфимского краеведческого музея).  Когда же делегация вернулась из Петербурга и выступала на 42-ом уездном земском собрании, то им была выражена «благодарность за их полезный и безвозмездный труд в качестве представителей земства в комиссии по проведению новых железных дорог, что и было исполнено вставанием».

В 80-е годы прошлого века ветераны- железнодорожники Юшков М.В. и Ведиянцев Н.Ф. очень интересовались тем, когда же прошел первый железнодорожный состав через станцию Красноуфимск. Надо было видеть их радость, когда сотрудники музея показали им газету «Пермская земская неделя» №7 от 23 марта 1919 года издания Пермского губернского земства, где было написано: «14 марта военные и гражданские чины, земское и городское самоуправления представители торговопромышленников, крестьяне и духовенство во главе крестного хода со святыми хоругвями встретили первый поезд, прибывший в Красноуфимск». Было это при белых 14 марта 1919 года. Чья-то заботливая рука сохранила эту газету. Сейчас она хранится в фондах Красноуфимского краеведческого музея.

В.Д.Ганькин – почетный краевед Красноуфимского общества краеведов рассказал о том, как он начал работу по сбору материала по истории строительства железной дороги, встречаясь в 80-е годы прошлого века со старожилами, строителями железной дороги, изучая историю по их трудовым книжкам.

«Раньше из Москвы добирались 8 суток, до Екатеринбурга двое суток, поэтому железная дорога нужна была людям», — говорил В.Д.Ганькин. За рабочий день платили 45 копеек. Строительство дороги обошлось в 45 миллионов рублей. Продавали акции, которые отпечатаны были во Франции, потом в советское время они превратились в бумажки. В годы гражданской войны некоторые железнодорожные мосты были взорваны, например, в Сарапуле, который по приказу Ленина был быстро восстановлен. Некоторой иной информацией поделился на данную тему краевед.

Сказаны были добрые слова в адрес А.Н.Логинова, о его вкладе в создание музея учебного заведения.

В.С.Филатов прочитал стихи собственного сочинения, посвященные данной теме.

Далее присутствующие слушали выступления учащихся  с показом презентации. Максим Вторых рассказал о Евгение Васильевиче Богдановиче (1829-1914г.г.) – авторе проекта железнодорожной линии «Казань – Екатеринбург», активно продвигавшем строительство железных дорог. Была дана информация о строительстве мостов и тоннелей возле станции Красноуфимск.

Сергей Илюшкин  познакомил с биографией Николая Карловича фон Мекка (1863-1929г.г.) – российского предпринимателя, представителя династии строителей и собственников ряда железных дорог. С 1882 года четверть века возглавлявшего Общество Московско-Казанской железной дороги. В 2929 году он был расстрелян.

Данил Токманцев рассказал об Алексее Викторовиче Щусеве (1873-1949г.г.) – выдающемся русском советском архитекторе, академике архитектуры, авторе проекта здания железнодорожного вокзала в г.Красноуфимске.

Далее было предоставлено слово ветеранам-железнодорожникам.

Виктор Евгеньевич Кашин, ведающий музеем локомотивного депо, рассказал об истории локомотивного депо, с момента постройки деревянных корпусов в 1914 году для паровозного депо. Рассказал о строительстве бронепоезда в годы Великой Отечественной войны. Ссылаясь на воспоминания И.П.Шлычкова, рассказал о переходе депо на тепловозную тягу к началу 60-х годов прошлого века. Первый электровоз прошел в 1981 году.

Сергей Павлович Григорьев принадлежит к династии железнодорожников, его дед и отец трудились в паровозном депо, сам он 10 лет работал помощником машиниста. С.П.Григорьев говорил о том, что 3000 семей железнодорожников связаны с железной дорогой.

А.Н.Логинов предложил написать о династии Григорьевых с документами и фотографиями. Также было предложено дать названия новым улицам города имена Богдановича и фон Мекка. Предложения поддержали.

Т.С.Смирнова высказалась о том, что музею тесно и ему нужны дополнительные площади.

В завершении собрания я поблагодарила А.Н.Логинова за организацию и проведение данного мероприятия, отметила о продолжающейся связи поколений в результате общения и обмена информацией, о том, что молодые люди должны испытывать гордость за свою будущую профессию железнодорожника. А краеведы с большим энтузиазмом проводят собрания не только в Красноуфимском краеведческом музее, но и там, куда их приглашают и ждут. Приглашайте!

Е.А.Липина похвалила учащихся за их самостоятельную работу и подачу материала.

 

Л.Е.Алексейчик, старший научный сотрудник Красноуфимского краеведческого музея