Контакты Версия для слабовидящих
logo
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОУФИМСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
г. Красноуфимск ул. Советская, 42

Часы работы


ВТ-СБ: 10:00-18:00
Касса: до 17:00
ПН,ВС: выходной
Последний четверг месяца - санитарный день

Из истории строительства железной дороги на территории Красноуфимского уезда.

10.04.2018

Из истории строительства железной дороги на территории Красноуфимского уезда.

(Доклад гласного Ильи Герасимовича Барского 42-му очередному Красноуфимскому уездному земскому собранию 21 сентября 1911 года)

Господин Илья Герасимович Барсков и господин Андрей Федорович Кабанов 41-м очередным земским собранием были избраны представителями от земства в комиссию по проведению новых железных дорог, заседания которой проходили в Петербурге в марте 1911 года. По прибытии в Петербург вместе с представителями от города Красноуфимска господами городским Головой Иваном Васильевичем Луканиным и Николаем Васильевичем Краевым, им сначала пришлось принять участие в частном совещании представителей городов и земств в числе 27 человек, а затем и в комиссии 24 марта 1911 года. Как в частном совещании, так и в комиссии, концессионеры – представители Московских капиталистов и общества Московско-Казанской железной дороги, указывали, что линия Москва-Екатеринбург будет обеспечена в большей степени грузами по перевозке  фабрикатов ( так написано, наверное, имелась ввиду продукция фабрик) в Сибирь и из Сибири сырья для промышленного  Московского района. Но при этом, ни слова не было сказано о нуждах населения, расположенного между этими двумя конечными пунктами.

Поэтому мною (говорил Илья Герасимович Барсков), по соглашению с представителями от города Красноуфимска и земства, в заседании комиссии 24-го марта было сказано следующее:

«Я являюсь представителем отдаленного от столиц и центра России обширного, занимающего второе место по пространству в Пермской губернии Красноуфимского уезда, расположенного в подножиях Урала. В октябре месяце прошлого года, когда нам стало известно об изысканиях линии железной дороги, Красноуфимское земское собрание поручило управе подать докладную записку господам Министрам Путей Сообщения, Финансов, Промышленности и Торговли и Земледелия с точными указаниями цифровых данных об экономической жизни уезда. Не касаясь подробности записок, как Уездного земства, так и города Красноуфимска, я считаю лишь своею обязанностью подчеркнуть остроту положения населения Красноуфимского уезда, в котором оно находится без проведения  железной дороги. Все население нашего уезда от богатого промышленника до бедного крестьянина заинтересовано в том: будет или не будет железная дорога; интерес этот усиливается еще и тем, что вопрос о железной дороге много раз рассматривался в земстве и Городской думе. Еще в 80-х годах предполагалась железнодорожная линия Нижний – Сарапул – Красноуфимск – Екатеринбург по проекту генерала Богдановича, и вот с тех пор население живет мечтой о железной дороге.

8 лет назад, т.е. в 1903 году предположена была линия  железной дороги от станции «Чепца» через Осу – Красноуфимск – Екатеринбург и наши представители из этой залы нам телеграфировали, что вышеуказанная линия от Чепцы – Оса- Красноуфимск – Екатеринбург будет разрешена к постройке. Начались покупки городской земли и в уезде, но к горькому сожалению дорога эта не осуществилась, вместо нее была проведена линия от Перми в Кунгур, откуда сделала крутой поворот в лесные дебри и утесы Урала, прошла мимо промышленного и богатого Красноуфимского уезда и, таким образом, вторично Красноуфимский уезд остался без железной дороги. Но и эти удары не ослабили энергии населения, так как насущная потребность в железной дороге велика.

В течение семи лет население, в лице своих представителей, заботилось о проведении железной дороги  по своему уезду. В мае 1906 года население ходатайствовало даже о проведении ветки Кунгур – Красноуфимск, но этому не пришлось осуществиться.

В настоящее время при рассмотрении проекта новых железных дорог мы — представители от земства, еще раз явились сюда подтвердить  ту неотложную необходимость постройки железной дороги, которая назревала еще в 80-х годах. Красноуфимский уезд занимает пространство по площади 21514 квадратных верст и 2241063 десятин земли с населением в 300 тысяч жителей, из коих около 75% занимается хлебопашеством и остальное, около 25% — горнозаводское население; хлебов засевается более 200 тысяч десятин, но не имеется решительно никаких  транзитных путей, кроме грунтовых дорог.

Город Красноуфимск отстоит от всех более культурных пунктов и железной дороги с одной стороны 200 верст и с другой 117 верст; ежегодно бывает сплав от 20 до 30 барок с хлебом по реке Уфе и то в течение нескольких дней, а потому, чтобы отправить свое богатство – урожай хлебов, приходится отправлять через Екатеринбург, Челябинск или Кунгур, Вологду, результатом чего является расход от 40 до 50 копеек за пуд. Также, если что потребно населению, то привезти гужом от Перми стоит от 40 до 50 копеек за пуд. С проведением же железной дороги, все грузы пойдут на место потребления.

Весь избыток хлеба, в урожайные годы составляющий около 10 миллионов пудов, приходилось перевозить гужом за сотни верст или продавать на месте за бесценок. Бывали года, например 1903 год, овес продавали на месте по 15 копеек, а рожь по 18 копеек за пуд, и в этом году цена на овес не была выше 30 копеек за пуд, в то время как соседние крестьяне Кунгурского уезда , с открытием железнодорожного сообщения, держали цену на овес от 40 до 48 копеек за пуд. Таким образом, Красноуфимский уезд, оставаясь в невыгодном положении, относительно путей сообщения, теряет минимум 10 копеек за пуд, что составит в бюджете крестьянского населения уезда при сбыте 10 миллионов пудов хлеба 1 миллион рублей.

Во время недорода для пропитания населения, правительству приходится переплачивать за одну только перевозку хлеба от станции железной дороги по 30-35 копеек за пуд.

Кустарная промышленность в уезде из года в год все развивается и требования на изделия, в особенности на молотилки, веялки, сабаны, сохи все увеличивается, что видно из сравнения следующих цифр: в 1900 году всех кустарных изделий вывезено 183 тысячи пудов. В настоящее же время только одни саранинские кустари вывозят своих изделий до 300 тысяч пудов и все эти тысячи пудов, за исключением небольшой доли, отправляемой на полубарках по реке Уфе, приходится подвозить к железной дороге, переплачивая большую сумму денег за гужевую перевозку.

В последний год в Красноуфимском уезде было продано значительное количество сельскохозяйственных орудий американского производства. Главным покупателем жаток, сноповязалок, сенокосилок и других стал крестьянин. Из-за отсутствия железной дороги ему приходилось много переплачивать за эти орудия, в сравнении с другими уездами, имеющими железнодорожный путь.

Считая свое население, главным образом, занимающимся сельским хозяйством, Красноуфимское земство принимало все меры к поднятию его. С  этой целью оно устроило первое в России промышленное училище, стоившее земству более 700 тысяч рублей, причем имеется хорошо оборудованная сельскохозяйственная ферма, служащая образцом ведения сельского хозяйства, имеется сельскохозяйственная школа для обучения крестьянских детей уезда, оборудованного телефонной сетью. В некоторых волостях заводится травосеяние. Красноуфимский уезд, благодаря большой площади, в последнее время развивает скотоводство, а с проведением железной дороги оно, безусловно, примет большие размеры. Все это является залогом дальнейшего развития нашего уезда в экономическом отношении. Но без железной дороги мы опять-таки становимся в тупик: нам некуда сбывать свое богатство и нужда заставляет нас отдавать его за бесценок.

Красноуфимский уезд один из первых в Пермской губернии в отношении перехода к частному землевладению и перехода крестьян на хутора и отруба.

Крестьянский Земельный банк купил у местных владельцев 30 тысяч десятин земли и кроме того приобретается у башкир земля в количестве нескольких десятков тысяч десятин, которая разбивается на хутора и отруба и на них заселяются крестьяне из Южной России. Всем известно, что переход на хуторское хозяйство производится за счет правительства и земству рекомендуется оказывать хуторянам преимущественное пособие, выдавая на самых льготных условиях земледельческие орудия, давать агрономическую помощь и прочее. Очевидно, правительству желателен этот переход, а раз так, то правительство и должно его поддержать, при чем поддержка должна выразиться в том, чтобы дать возможность переселившимся сбывать свой хлеб по нормальным ценам, а не оставлять его в руках местных кулаков за низкую цену и тем самым приводить крестьян к обеднению.

Красноуфимский уезд имеет еще богатство в недрах земли, как-то: известь, алебастр, глину, каолин, камень, как редкость для постройки.

Здесь, я слышал, что представители города Осы и земства ходатайствуют о проведении железной дороги через город Осу, я нахожу, что это ходатайство не совсем справедливо, а именно: 1) линия от Воткинского завода на Осу пойдет вдоль Камы и там повредит пароходству; 2) переходя Каму около города Осы, железная дорога направляется в северную часть уезда, где нет населения и не может быть, потому что места неудобны для заселения; 3) по проекту же линия Нижний – Екатеринбург пройдет на границе Осинского уезда по всем хлебным местам и богатому населению уезда.

Я полагаю, что новая железная дорога не только не отнимет грузов от северной и южной казенных железных дорог, но едва будет справляться с вывозом местных грузов, так велика может быть производительность богатого нашего края.

Этим я заканчиваю и, в заключение, надеюсь, что та высокая комиссия по сооружению новых железных дорог, которая будет решать этот важный вопрос, рассмотрев все заявления представителей, убедится, где есть вопиющая нужда в железной дороге, а где, говоря простым языком, «из-за сыта голодуют». И, не взирая  на личные счеты господ капиталистов и отдельных групп, защитить бедное, свыше трех миллионов крестьянство губернии в местностях, где проектирована линия Нижний – Екатеринбург.

Конспект этой речи записан в журнале заседания комиссии, и я позволю себе думать, что сказанное будет принято в соображение при определении направления линии Москва – Екатеринбург. И, действительно, в настоящее время по частным слухам известно, что вопрос о проведении новой железной дороги близок к разрешению в благоприятном для Красноуфимского уезда смысле. Постройка этой линии предоставлена обществу Московско-Казанской железной дороги, но общество Московских капиталистов Головина и К°- оспаривает это право, доказывая преимущество линии Нижний – Екатеринбург перед линией Казань – Екатеринбург. Поэтому дело это поступило на рассмотрение Совета Министров.

Собрание, по предложению господина Каменского, постановило выразить господам Барскому и Кабанову благодарность за их полезный и безвозмездный труд в качестве представителей земства в комиссии по проведению новых железных дорог, что и было исполнено вставанием».[1]

Материал к печати подготовила Л.Е.Алексейчик, старший научный сотрудник Красноуфимского краеведческого музея.

[1] ЖКУЗС. Красноуфимск, 1912, с.16.