Контакты Версия для слабовидящих
logo
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОУФИМСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
г. Красноуфимск ул. Советская, 42

Часы работы


ПН-ПТ: 10:00-18:00
Касса: до 17:00
СБ,ВС: выходной
Последний четверг месяца - санитарный день

Петр Кузьмич Ваулин – выдающийся российский керамист

28.06.2021

Петр Кузьмич Ваулин (1870 — 1943г.г.)

Петр Кузьмич Ваулин – талантливый русский керамист-технолог и художник-керамист, чье имя на продолжительное время было незаслуженно забыто. Для наших земляков имя Ваулина было открыто Андреем Ивановичем Роденковым, экспертом реставрационно-строительной компании «Паллада» Санкт-Петербурга. Он посетил наш город и музей в 2014 году с целью знакомства с уральским городом, где проходили годы учебы юного Петра. Из автобиографии Петра Кузьмича мы узнаем о том, что он родился в 1870году в селе Черемисское Екатеринбургского уезда Пермской губернии в крестьянской семье Кузьмы Евграфовича и Степаниды Степановны.

В 1888 – 1890 годах, получив земскую стипендию, учился в Красноуфимской низшей сельскохозяйственной русско-башкирской школе при ферме Красноуфимского промышленного училища, окончив ее по классу керамики со званием мастера. После окончания школы, как талантливый выпускник, он был приглашен на работу в Костромское Механико-техническое училище им. Ф.В. Чижова Н.А. Соковниным, директором этого училища. Предполагалось, что Ваулин будет руководителем еще одного чижовского технического училища, которое должно было открыться в Чухломе. С целью повышения квалификации Ваулину была предоставлена возможность изучения керамичекого дела в России и Финляндии (предполагалась командировка в Англию). Были отпущены средства на постройку экспериментальной мастерской в имении душеприказчика Чижова – С.И. Мамонтова. Однако этим перспективным планам не суждено было сбыться. В связи со смертью Н. А. Соковнина.

Петр Кузьмич был приглашен С.И.Мамонтовым на работу в керамическую мастерскую, которая была Ваулиным расширена и превращена в Производственную художественно-керамическую мастерскую «Абрамцево». В ней он проработал до 1903 года. Общение в мастерской с выдающимися русскими художниками М.А. Врубелем, В.А. Серовым, А.М и В.М. Васнецовыми, И.Е. Репиным, В.Д. и Е.Д. Поленовыми, стало для Ваулина важнейшей школой, предопределившей его дальнейший творческий путь.

В те годы Петр Кузьмич поставил себе задачу возродить русскую керамику. Он пополнял свои знания, изучая технико-химические, механические и теплотехнические дисциплины. Все краски, поливы, эмали, глазури готовил сам по своим рецептам. Сам проектировал и строил горны.

В 1896году на нижегородской ярмарке, в 1900 году на парижской Всемирной ярмарке мастерской «Абрамцево» были присуждены Золотые медали.

В 1899году он разработал новый способ окраски глазури, так называемая металлизированная керамика. Новая технология широко использовалась при облицовке зданий  Ярославского вокзала в Москве, гостиницы «Метрополь», Третьяковской галереи.

Из-за идеологических разногласий с С.И. Мамонтовым Ваулин расстается с ним и в 1905 году переезжает в Санкт–Петербург на работу к О. Гельдвейну на завод художественной керамики на станцию Кикерино Балтийской железной дороги, где он проработал до 1917г. Из монументальных работ кикеринского периода можно отметить декоративное убранство Морского вокзала в Кронштадте, Торгового Дома гвардейского экономического сообщества, Соборной Мечети в Санкт–Петербурге (1910-1917г.г.), одной из самых крупных в Европе и самой северной в мире, высота главного купола – 39, высота минаретов – 48 метров. Это своего рода музей художественной керамики. Портал, высокий купол и тонкие минареты покрыты керамикой небесно-голубого цвета, на фасадах здания начертаны изречения из Корана, выполненные причудливой арабской вязью. Кроме облицовочных и монументально-декоративных произведений под руководством Ваулина выполнялись работы для интерьеров – печи, камины, кувшины, вазы, декоративные тарелки. В мастерской выполнялись заказы для Перми, Ростова – на — Дону, Самары, Бухареста, Софии.

После Октябрьской революции производство «Гельдвейн – Ваулин» было переименовано в завод «Горн». Ваулин был назначен его техническим директором, также он – комиссар фарфорового завода им. М. Ломоносова (с 1918г.), консультант завода «Пролетарий», член Коллегии по делам искусств и художественной промышленности, член художественного совета Ленинградского  управления научно – учеными  учреждениями.

В 1920г. завод Горн в связи с начавшейся в стране электрификацией освоил производство фарфоровых роликов для электропроводки.

В 1932-1933г.г. экстерном Ваулин окончил Ленинградский технологический институт, получив специальность инженера-керамиста.

В 1934г. Ваулин был арестован и выслан в г. Куйбышев, и здесь он продолжал заниматься любимым делом: с 1935 по 1940г.г. работал в Волжском комплексном научно-исследовательском институте, в Куйбышевской экспериментальной лаборатории комбината по изобретательству, в Центральной лаборатории научно-исследовательского института стройиндустрии. Перед началом Великой Отечественной войны ему было разрешено переехать в Луганск (Ворошиловград) к сыну, где работал в художественном техникуме преподавателем керамической технологии и руководителем керамической лаборатории до оккупации Луганска немецкими войсками. Во время оккупации работал управляющим, а затем инженером – консультантом кирпичного завода №21.

В 1943г. после освобождения города Ваулин был арестован и обвинен в пособничестве немцам. Ровно через месяц после ареста 19 апреля 1943г. он умер в тюрьме.

В 1989г. после пересмотра материалов уголовного дела, за отсутствием состава преступления, художник-керамист полностью реабилитирован.

П.К. Ваулин внес большой вклад в возрождение и развитие российской архитектурной художественной керамики, его произведения искусства – предмет гордости ныне живущих и будущих поколений нашей страны, его творческое наследие – неисчерпаемый источник для исследователей.

Ему посвящен раздел экспозиции Музея архитектурной художественной керамики в Санкт-Петербурге.

В октябре 2020г. в Санкт-Петербурге состоялась ежегодная Международная научная конференция «Архитектурная художественная керамика: искусство и технологии», приуроченная к 150-летию со дня рождения П.К.Ваулина.

Л.А. Лаврова

Использованная литература

  1. П.К. Ваулин. Моя автобиография. Журнал antig.info №12/13 январь-февраль2004
  2. Метод доступа: https://sci-article.ru/stat.php?i=1425994095

Здание Петроградского губернского кредитного общества (Дом кино)

Фасад торгового дома Гвардейского экономического общества украшен майоликой под «бронзу»

 

Соборная мечеть в Санкт-Петербурге

Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте

Внутренне убранство Морского Собора

Дом ленинградской торговли

Центральный вход Дома торговли

здания Волжско-Камского банка. (1913-1915) в Самаре

Верхняя часть колонн вестибюля бывшего здания Волжско-Камского банка. (1913-1915) в Самаре, выполненная в технике метализированной керамики.

Майоликовая икона «Вышний покров Божией Матери Царствующему Дому Романовых» являлась главным акцентом северного фасада Собора Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт — Петербурге. Эскиз данной иконы был исполнен известным русским художником С.В. Чехониным. Настенная майоликовая икона была выполнена знаменитым Художественно-Керамическим производством Гельдвейн-Ваулина.