Контакты Версия для слабовидящих
logo
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОУФИМСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
г. Красноуфимск ул. Советская, 42

Часы работы


ВТ-СБ: 10:00-18:00
Касса: до 17:00
ПН,ВС: выходной
Последний четверг месяца - санитарный день

Май

05.05.2018

Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть – апрель все 30 дней только этим и занимается, третий долг – теплую землю в зелень нарядить – достается маю, который леса, поля и луга в зелень наряжает, лето в гости приглашает.

В Древнем Риме третий месяц календаря назывался Maius –май, который теперь стал пятым, в честь дочери титана Атласа и океаниды Плейоны – нимфы Майи, старейшей из семи сестер – Плеяд. Впоследствии они отождествили с Майей и древнеиталийскую богиню земли, носящую такое же имя – Майя (или Майеста), праздник которой приходился как раз на этот месяц.Ежегодно 1 мая римляне торжественно приносили ей обильные пожертвования, как богине плодородия и растительности. У других народов название этого месяца так или иначе было связано с флорой (например, у славян – травень, летень, цветень).

У некоторых народов нашей страны месяц носит название травы, благоухающей в это время, — травень, листопук…

В Западной Европе в этом месяце еще с языческих времен праздновалось весеннее возрождение природы. В вальпургиеву ночь (с 30.04 на 1.05) зажигали майские костры, проносили по селениям разукрашенное майское дерево, избирали майского короля и королеву. Вальпургиева ночь получила свое название от святой Вальпургии, аббатисы Гейденгеймского монастыря. Народ  обращался к ней за помощью против волхования. Вероятно, это и дало повод совместить день ее канонизации с весенними религиозными праздненствами германского язычества. После принятия христианства эти празднества стали считаться бесовскими. Отсюда и возникло поверье, что в эту ночь, на 1 мая, ведьмы справляют свой шабаш на горе Броккен (Блоксберг)…

Майя – мать бога торговли Гермеса, поэтому с 1.05. начинался новый экономический год: составлялись новые контракты по разным хозяйственным сделкам, возобновлялись полевые работы.

Много примет, поговорок и пословиц, связанных с этим месяцем у народа:

Май – коню сена дай, а сам на печь полезай.( Кр-ский уезд. Всюду)

Месяц май – землю май (т.е. начинай пахать). (Кр-ский уезд. Всюду.)

Ай-ай, месяц май – и тепел, да холоден.

Апрель с водой, май с травой.

В мае два холода живет: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.

Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

Май холодный – год хлебородный. (Кр-ский  уезд. Всюду.)

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Когда цветет черемуха, тогда улов лещей.

Дождь в мае хлеба поднимает.

Соловей начинает петь, когда может напиться с березового листка.

Хорошее начало месяца сулит холодную вторую половину.

Много майских жуков к засухе.

 

Особое место в народном календаре занимал праздник 1 Мая, который отмечался по старому календарю, то есть 14 мая в день, который помечен в народном календаре как день Еремея-запрягальника. Это праздник весны, совершенно светский по своему характеру, отмечался в самый триумфальный период шествия весны по земле.

Известно, например, что еще в Древней Руси существовал обычай устраивать в этот день маевки – встречать весну на загородных прогулках.

С конца 19 века день 1 Мая (по новому календарю) стал общественно-политическим праздником.

 

1.05. Кузьма.

Кузьма – покровитель коров в старой Руси. Крестьяне средней полосы России заметили, что именно в этот день лучше всего сеять морковь и свеклу.

Черемисы (марийцы) до 1 мая не начинают пахать;  1 мая у них бывает праздник «сабантуй» (вероятно от слова сабан — соха), до которого полевые работы не начинаются. Собираются молиться Богу, затем начинаются лошадиные бега, бегают пешими, борются; затем отправляются всей деревней пить пиво, заходят в каждый дом, не исключая и самого бедного, забывают вражду, пируют, начиная со старого и до самого малого, не исключая женщин и девушек. Музыка играет важную роль, играют на барабане и пузыре. Ночью на этот праздник собираются в каждый дом и пляшут около раскладенного огня; кто не был, того на богомолье обливают пивом и водой. (Скалозубов)

Татары тоже справляют сабантуй, но он у них не имеет религиозного значения; сабантуй для татар, тоже, что для русских масленица; он бывает, когда сделается сухо, или когда появятся деньги. (Скалозубов)