Контакты Версия для слабовидящих
logo
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОУФИМСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
г. Красноуфимск ул. Советская, 42

Часы работы


ВТ-СБ: 10:00-18:00
Касса: до 17:00
ПН,ВС: выходной
Последний четверг месяца - санитарный день

ЭКСПОНАТЫ  РАССКАЗЫВАЮТ…

12.09.2018

 

( Из истории водных средств передвижения )

 

Главным связующим звеном,  центром  всех  событий  в нашем  крае  в  18-19 в.в. была река Уфа —  полная достоинства, спокойствия, величия. В «Хозяйственном описании Пермской губернии» М.С.Попова читаем: «Уфа обильна рыбою, потому летом и зимой упражняются в рыбной ловле, но только для себя, мало на продажу, может быть потому, что и продавать некому». Для рыболовства использовались различные виды лодок. В Пермской губернии был распространён челнок-ботник полудолбленый острокормый. Основой в этой лодке является долблёнка, для изготовления которой выбирали мощный ствол сосны, дуба или липы, отпиливали бревно необходимого размера, например 4-5 метров, топором вырубали всю середину, отделывали бока и дно. Особое внимание уделялось носовой и кормовой части, им придавали соответствующую заостренную обтекаемую форму. Выдолбленный челнок распаривали горячей водой или в дыму костра, затем распирали бока, устанавливая распорки. Во время расширения бортов корма и нос закреплялись  планками, набитыми сверху, чтобы избежать трещин. Для лучшей устойчивости бока челнока наращивались двумя досками шириной 12-15 см, примерно посередине лодки делалось сиденье. Управляли лодкой с помощью вёсел или шестов. В зависимости от размеров челноки имели разное назначение: перевоз людей или грузов, рыбная ловля, охота. Представленная в экспозиции лодка-полудолбленка бытовала в Красноуфимске в доме А.И.Андреева, ул.Патракова 24.

С Красноуфимской пристани в барках, построенных здесь же местными жителями, купцы Ярославцевы, Насоновы, Луканины сплавляли в половодье, по большой воде, железо и чугун с заводов уезда до Нижнего Новгорода. Для сплава барок с грузами использовался лот — чугунный литой якорь, который применялся как рулевое управление барки по течению, чтобы её не затянуло на мелководье. Лот тянулся за баркой  на тросе, бороздя дно реки. Изменяя длину троса, управляли движением барки, регулируя скорость. Также лот использовался для удержания барки на курсе. Представляет собой прямоугольную  пластину со срезанными под углом 45о верхними углами. С обеих сторон пластины имеется ро 4 выступа в форме усеченных пирамид. В верхней части имеется кованое буксировочное кольцо. Представленный  в экспозиции лот найден в реке Уфе в районе деревни Усть-Маш Красноуфимского района в 1984 году.

Для крепления судна к грунту и удержания его на месте использовали судовой якорь, составными частями которого являются веретено, рога,, лапы, якорная скоба. К судну присоединялся с помощью троса или цепи. Клейма, заводские знаки у представленного в экспозиции якоря отсутствуют. Был поднят из реки Уфы в районе водокачки ( ул. Манчажская ) 18 июля 2006 года, с глубины 2-х метров, военнослужащими войсковой части г.Красноуфимска. Сообщил о находке местный житель А.В.Горбов.

Какова история водных средств передвижения, кто их обслуживал? Самыми примитивными средствами передвижения на воде были плоты, которые обычно изготовляли коллективно и пользовались ими тоже сообща — всей деревней.

Плот с перилами, поднятый и поставленный на две длинные и большие соединённые вмести лодки, — это паром. Он использовался для переправы через реки больших грузов вместе с телегами, лошадьми. Чаще всего паром находился в частных руках, реже — в руках сельских обществ. Следил за работой парома надзиратель. На постройке барж работали плотники и барочники. Сплавлялись на баржах речники, которые распределялись по квалификации от бурлака до лоцмана — хозяина судна. В его ведении находилась вся команда. Он мог сделать все: доставить груз до места, но мог и «убить» барку, т.е. разбить её в пути следования. Труд лоцмана оплачивался дорого. Сходя один раз в весеннюю путину, он почти на весь год обеспечивал существование себе и своей семье.

 

Зав.фондами музея                                               Т.В.Шистерова